Топ 10 ошибок при создании франшизы
Франшиза выглядит привлекательной моделью для развития бизнеса: доход от роялти и паушальных взносов, повышение узнаваемости бренда, расширение географии присутствия. Многие предприниматели мечтают запустить свою франшизу и повторить успех McDonald’s, Burger King или ИНВИТРО, но мало кто вспоминает о провалах “Дока-пиццы”, Gorserv или Mrs.Fields. Читайте дальше, чтобы узнать какие ошибки чаще всего совершают франчайзеры и к каким последствиям они приводят.
Ошибка 1. Придумать яркое и запоминающееся название, но не зарегистрировать товарный знак.
Риски. Товарный знак — один из главных элементов франшизы и условия его использования регулируются договором между франчайзером и франчайзи. Если нет товарного знака, то передавать нечего, а значит — нет франшизы.

Важно выбрать правильный момент для регистрации товарного знака. Не стоит откладывать, чтобы не оказаться в ситуации, когда бренд активно завоевывает рынок, а товарным знаком уже владеет другая компания. Но и спешить не стоит, так как если товарный знак не используется больше трех лет, его охрана может быть прекращена через суд.
Ошибка 2. Франчайзер активно продает франшизу, но не создает инфраструктуру по долгосрочной поддержке франчайзи.
Риски. Если франчайзи не видит поддержки партнера, то он начинает задумываться о том, за что он платит роялти и нужна ли ему такая модель сотрудничества. Если ситуация не меняется, то через 2-3 года работы франчайзи меняет бренд франшизы на свой собственный либо бренд конкурента.
Ошибка 3. Франчайзер пропускает этап тестирования бизнес-модели на собственных предприятиях и создает франшизу под запрос партнера, имея только одну успешно работающую точку.
Риски. После открытия точки франчайзи может сделать неприятное открытие: хотя помещение находится в проходном месте и арендная плата вполне адекватная, выручка далека от прогнозного уровня. Причина в том, что гигантский трафик — совсем нецелевой. Франчайзи работает в минус, через некоторое время фиксирует убыток и закрывает точку, что негативно влияет на имидж бренда.
Ошибка 4. Франчайзер использует для «упаковки» франшизы готовые шаблоны и формы договоров, не адаптируя их к своей компании. Иногда он даже платит деньги за такую «услугу».
Риски. Как говорят, “garbage in — garbage out”: “мусор на входе — мусор на выходе”. Каждая компания уникальна с точки зрения сочетания отраслевых подходов, целей и амбиций собственника, степени агрессивности при выводе на рынок франшизы, модели заработка, оттенка “бирюзовости” в отношениях с партнерами и так далее. Не учитывая эти особенности, вы рискуете потерять не только потенциальный доход, но и репутацию бренда из-за проблем с франчайзи. Изучить проверенные практикой подходы к упаковке и адаптировать их к собственной компании можно на курсе “Технология построения и развития системы франчайзинга”.
Ошибка 5. Франчайзер не проработал юридическую основу франшизы.
Риски. Если пойти по простому пути и вместо договора коммерческой концессии заключить договор на оказание услуг, или заключить договор по нужной форме, но не учесть все риски, то франчайзи может воспользоваться этим. Как результат — отказ партнера от выплаты роялти, несоблюдение стандартов и технологии, открытие аналогичных точек под собственным брендом и другие действия, которые наносят вред репутации и финансовому положению франчайзера.
Ошибка 6. Франчайзер не составил описание ключевых бизнес-процессов.
Риски. Франчайзи оплачивает паушальный взнос, но не получает четкой системы, инструкций и регламентов работы, потому что нужная информация не формализована и не существует в виде документов. Франчайзи приходится по каждому вопросу обращаться за разъяснениями к сотрудникам франчайзера, что приводит к затягиванию сроков открытия точек и продвижению мелкими шагами путем проб и ошибок.
Ошибка 7. Франчайзер не сформировал портрет своего франчайзи.
Риски. Если у франчайзера нет фильтра по предпринимательским и личностным качествам потенциального франчайзи, то партнером может стать человек, который не разделяет ценности и философию компании. В этом случае повышаются риски нарушения установленных стандартов и снижения качества конечного продукта или услуги. Подумайте об этом, если планировали продавать франшизу всем желающим, чтобы не отказываться от дохода и прибыли.
Ошибка 8. Франчайзер не рассматривает франшизу как отдельный бизнес-юнит компании, не тратит деньги на отдел продаж франшизы, а менеджеров планирует набирать “когда будет с чем работать”.
Риски. Если в компании нет отдела франчайзинга или у сотрудников существующих подразделений нет фокуса и мотивации на продажу франшизы, то есть вероятность, что заявки потенциальных франчайзи останутся без ответа. Сотрудники заняты другими задачами, за которые получают деньги.
Ошибка 9. Франчайзер не уделяет внимания связке финансовых моделей обеих сторон договора.
Риски. Финансовые модели франчайзера и франчайзи должны обеспечивать принцип win-win для обеих сторон. В противном случае возможны критические ситуации: либо размер паушального взноса и роялти не позволяют франчайзи обеспечить достойную рентабельность бизнеса, либо франчайзер не может покрыть расходы на бэк-офис и маркетинг франшизы. Что делать, если несколько просчитанных сценариев не помогли найти точку взаимной выгоды? Об этом тоже говорим на одном из занятий курса “Технология построения и развития системы франчайзинга”.
Ошибка 10. Франчайзер готовит красивые презентации франшизы, но они демонстрируют преимущества продукта, а не выгоды для франчайзи.
Риски. Если ваш потенциальный партнер не найдет в презентации ответов на свой главный вопрос “И что мне с того?”, вряд ли его заинтересует ваше предложение. Он должен понять, как сотрудничество с вами поможет сэкономить время, деньги, нервы и минимизировать риски, без которых невозможна жизнь предпринимателя.
Чек-лист. Как выбрать идеального инвестора
В завершение добавим, что франчайзинг — это отличный инструмент для масштабирования бизнеса. Нужно только правильно его применять. Надеемся, что эта статья поможет вам избежать фатальных ошибок и построить успешную франшизу.
Автор статьи: Ирина Сидорова
Автор и преподаватель курса «Технология построения и развития системы франчайзинга».